скласти казку про однорідні члени речення
1-4 класс
|
Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специальность да ещё смежная профессия (и не одна). Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Недаром говорят, что у хороших людей слова с делом не расходятся.Шла я однажды в школу, и так случилось, что вдруг увидела группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Разобрало меня любопытство – догнала я эти слова и обратилась к первому:– Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы сегодня работать будете?– Я глагол выйти и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ветер.– А вы, уважаемое слово? – обратилась я ко второму.– Я глагол постучать и работаю сказуемым в том же самом предложении.– Как? Значит, и вы поясняете подлежащее ветер?– И я. Ты не удивляйся. Вся наша бригада из шести глаголов сегодня поясняет подлежащее ветер. Мы выполняем в предложении одинаковые синтаксические функции, потому и называемся однородными сказуемыми.– Но вас так много! – засомневалась я. – Не будете ли вы мешать друг другу?– Что ты! – ответил первый глагол. – Работать однородными сказуемыми очень удобно: мы составляем единый ряд и тем самым поддерживаем друг друга. Вот послушай:Осторожно ветерИз калитки вышел,Постучал в окошко,Пробежал по крыше;Поиграл немногоВетками черёмух,Пожурил за что-тоВоробьёв знакомых,И, расправив бодроМолодые крылья,Полетел куда-тоВперегонки с пылью.(М. Исаковский)– Действительно, неплохо получается. Ну, а между собой как вы ладите? Кто кому подчиняется?– В том-то и дело, – сказал третий глагол, – что среди нас нет главных и зависимых слов; мы синтаксически равноправны и находимся по отношению друг к другу не в подчинительных, а в сочинительных отношениях.– Вот это да! Как же вы связываетесь друг с другом?– Мы связаны друг с другом интонацией, и нередко нам помогают в этом сочинительные союзы. Сочинительные отношения по своему значению тоже разнообразны. Они могут быть соединительными, как в стихотворении «Ветер», и тогда однородные члены связываются интонацией перечисления, а также сочинительными союзами (обрати внимание: последний глагол – сказуемое полетел – присоединен к нам союзом и). Сочинительные отношения могут быть разделительными (показывается чередование явлений или возможность только одного из них): Ветер то ли постучал в окно, то ли пробежал по крыше.Сочинительные отношения могут быть и противительными: Ветер не постучал в окно, а пробежал по крыше.И обрати внимание: в этих предложениях и интонация, и союзы разные.– Та-а-к! Интересная у вас работа, однородные сказуемые! А другие члены предложения могут быть однородными?– Конечно, могут! Только ты об этом сама в учебнике почитай.И глаголы снова дружно зашагали в школу.– Спасибо! – крикнула я вслед глаголам и тоже заторопилась в свой класс. Шла и думала: выходит, однородные члены предложения в приведенных примерах: 1) зависят от одного и того же слова; 2) являются одинаковыми членами предложения и 3) находятся в сочинительных отношениях друг с другом.Стоп! А как же подлежащее? Ведь оно независимый член предложения. От чего же будет зависеть ряд однородных подлежащих? Может, ошибся глагол? Может, однородных подлежащих не бывает?Достала я учебник грамматики, нашла параграф о подлежащем и решила обратиться прямо к нему.– Извините за беспокойство, многоуважаемое Подлежащее! Мне очень нужно знать, бывают ли подлежащие однородными.И Подлежащее ответило:– Конечно, бывают. А почему ты сомневаешься?– Так ведь однородные члены предложения зависят от одного и того же слова, а вы…– У нас однородность проявляется несколько по-иному, чем у остальных членов предложения. Однородные подлежащие сами грамматически командуют одним и тем же сказуемым. Например, в предложении: Малина и черника уже поспели – однородные подлежащие малина и черника определяют форму сказуемого, его множественное число. Понимаешь?– Как не понять, – ответила я, поблагодарила Подлежащее и закрыла книгу.Тут прозвенел звонок на урок, и сказка кончилась. Но я решила, что потом подробнее узнаю об однородных членах предложения, и вам, ребята, советую.
Другие вопросы из категории
Читайте также
треба,коми.ПОЯСНИ ЇХ УЖИВАННЯ.
Ви ,напевно,чули і казки і пісні і вірші про лелеку.Це він мостить своє велике гніздо з паличок ш гілок на даху будинку.Люди дорожать дружбою з лелеками і пильно оберігають їхній спокій.
Під час розмови не можна ...
Тихий плин ріки.
Пологий, укритий густою травицею берег. Тут і там багаття й гурти веселих, збуджених хлопців та дівчат навколо них... Лунає пісня: «Наше Купайло з верби, з верби...» Стрибання через вогонь, кидання віночків на воду...
2. Розкажи, що ти знаєш про цей веселий народний звичай.
3. Випиши однорідні члени речення разом зі словами, від яких вони залежать.